Мобильная версия сайта болельщиков ЦСКА
В уходящем году голландский специалист возглавил детско-юношеские команды ЦСКА. В интервью корреспонденту "СЭ" он рассказал о своей работе и подвел итоги сезона.
МЕСТО В ТАБЛИЦЕ - НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ
-Удовлетворены третьим местом молодежной команды?
- Результат работы тренеров неосновных составов не должен оцениваться занятым местом. В этом году наша вторая команда не выиграла первенство резервистов, но, будьте уверены, мы на правильном пути. Важно, что сегодня в ЦСКА выстроена хорошая структура подготовки футболистов. Нам необходимо постоянно повышать уровень мастерства каждого игрока, и место в таблице - не показатель. Можно неоднократно выигрывать молодежный турнир, но при этом ни один из твоих подопечных ни в чем не прибавит. В ЦСКА предпочитают идти другим путем.
-Но молодежь ведь надо приучать к высоким целям?
- Игрок любого возраста хочет побеждать в каждом матче, но для тренеров молодежных клубов это не должно быть самоцелью. Можно, конечно, набрать здоровенных ребят, обучить их простой тактике и добиваться результата. Но зачем? От этого не выиграют ни клуб, ни игрок, ни авторитет тренера. Пустая трата денег.
-То есть, надо понимать, вы против вознаграждения тренеров за медали?
- Верно.
-А еще в России тренеру принято платить бонусы за каждого футболиста, пробившегося в основу. В Голландии существует нечто подобное?
- В Голландии никогда не награждают тренера за то, что молодежный состав выиграл первенство или игрок перешел в первую команду. Если футболист попал в основу, это ведь заслуга не только его последнего тренера, верно? В Голландии работу детских тренеров оценивают и по игре команды, и по прогрессу отдельных футболистов. И если за несколько лет детская школа даст первой команде группу классных игроков, то стоит повысить зарплату сразу всем тренерам, развивающим в клубе детско-юношеский футбол. В России же - во многом как раз из-за неправильного подхода к оплате труда детских тренеров - в играх молодежных команд часто наблюдаешь не за футболом, а за борьбой... Нужно понять: результат - не средство для прогресса футболистов. Их нужно прежде всего учить ИГРАТЬ. А результат рано или поздно обязательно придет.
-Что в российском футболе можно изменить еще?
- Создать чемпионат для 18 - 19-летних футболистов. Именно в этом возрасте можно лучше всего понять, подходят ли они для второго состава. Им нужно играть. Но вместо этого они конкурируют со старшими, и выдержать эту борьбу удается далеко не каждому. Вы много знаете примеров, когда в юном возрасте футболист стал незаменимым в основе?
-Акинфеев.
- Он, как и Руни или Зеедорф, - исключение из правил. Но подавляющему большинству в этом возрасте нужно еще год-два повариться в юношеском футболе, прежде чем перейти на более высокий уровень. А вместо этого 17-летние переходят в дубль, где на три года младше всех, из-за чего проигрывают в "физике" и в итоге не имеют достаточно игрового времени. Все. Для России талантливый игрок может быть потерян. Вот почему в Голландии, Бельгии, Англии, Испании существуют чемпионаты не только молодежных, но и юниорских команд.
-Вы уже обсуждали этот вопрос с другими клубами премьер-лиги?
- Конечно, но, к большому сожалению, мы еще далеки от компромисса. Обидно, ведь тем самым мы бы значительно подняли юношеский футбол в стране. Но мы договорились с "Динамо", "Спартаком" и "Локомотивом" о проведении турниров среди игроков до 8, 9 и 10 лет. Ребятам необходима практика, и теперь они ее получают. Но подобные соревнования нужно сделать общемосковскими - тогда у мальчишек будет еще больше игр.
В ЦСКА РАСТЕТ БУДУЩИЙ РОНАЛДИНЬЮ
-Можете особо отметить у армейцев какую-то возрастную категорию?
- Выделяются ребята 94-го и 96-го годов рождения - талантов среди них более чем достаточно. На международных турнирах они на равных сражаются со сверстниками из "Аякса" или "Фейеноорда" - клубов, где работа с молодежью пользуется мировой репутацией. Скажу больше: руководство амстердамского клуба было серьезно настроено приобрести нашего мальчишку из команды 1996 года. У парня большой потенциал, он может в будущем стать игроком уровня Роналдинью. Но такие игроки нужны нам самим.
-А кто из игроков дубля в ближайшем будущем может стать серьезным пополнением для первой команды?
- Думаю, неплохие шансы у Щенникова, который уже привлекался к матчам основного состава. Хорош и Рыжов. Он не воспитанник армейской школы, зато на тренировках работает отменно, постоянно прибавляя. Можно в этот список добавить еще несколько фамилий. Потенциал у всех ребят достаточно высок, но для попадания в первую команду им предстоит еще немало работы и терпения. В основной состав ЦСКА пробиться нелегко - уровень очень высок.
-Что уже сделано в ЦСКА за время вашей работы?
- Составы каждой возрастной группы сократили - теперь они насчитывают максимум по 20 человек. Раньше в командах было по 25 и более игроков, но в таких условиях тренер не может уделять каждому должного внимания. Да и потом в юном возрасте нужно играть, а не сидеть на скамейке. Именно на практике, в играх, успешнее всего повышается мастерство молодых. К тому же мы договорились, что работать будем только с перспективной молодежью: лучше иметь в составе, скажем, 15 футболистов, но зато действительно способных, чем 20, среди которых пятеро присутствуют только для количества.
Отныне для каждой возрастной группы в ЦСКА составлена специальная тренировочная программа. И такого, чтобы один тренер вел игрока с 8-летнего возраста до взрослого футбола, в нашем клубе больше не будет. Это неправильно: ты можешь быть классным специалистом по работе с 10-летними, но вовсе не обязательно принесешь пользу тем же футболистам, когда им исполнится 14 или 17. Для каждого возраста существуют свои методики - например, совсем юных не надо перегружать тактическими упражнениями. Найти подходящего тренера для каждой конкретной команды - задача не из простых.
С лета этого года у нас появился специалист по улучшению техники из Голландии. В течение трех месяцев он делился профессиональными секретами с Андреем Аксеновым, и теперь тот каждую неделю проводит в командах разных возрастов, где работает с нашими мальчишками над совершенствованием футбольных приемов.
Ведем мы с игроками и индивидуальные беседы, в ходе которых объясняем, над чем в ближайшее время им предстоит работать. К слову, если раньше об уровне футболистов мог судить только их тренер, то теперь за каждого мальчишку отвечают сразу несколько сотрудников. Мы вместе обсуждаем, на какой позиции он сможет принести наибольшую пользу, на каких компонентах следует сделать акцент в работе.
В ТАКТИКЕ РОССИЙСКИМ РЕБЯТАМ НАДО ПРИБАВЛЯТЬ
-Еще иностранные специалисты в ЦСКА есть?
- В будущем, возможно, мы вновь прибегнем к их услугам, но только с одной целью - повысить квалификацию наших собственных тренеров. Как в случае с моим соотечественником, о котором я упомянул. Долгосрочные контракты с иностранными специалистами в наши планы не входят. По той простой причине, что они все равно проработают в клубе какое-то время и уйдут. Нас такой вариант не устраивает. Гораздо логичнее обучать российских специалистов - на них ведь можно рассчитывать в течение долгого времени.
-Различаются ли молодые игроки в России и Голландии - например, в плане техники или "физики"?
- В этих компонентах разницы практически нет, а вот в тактике российским ребятам можно было бы прибавить. Мы серьезно работаем над этим, создавая нашим подопечным различные ситуации, в которых они должны выбрать самое верное решение. Причем делается это как на практике, так и в теории. Иногда прерываю занятие и задаю футболистам вопросы: что можно было сделать лучше, почему и так далее.
-Над чем клубу предстоит еще серьезно поработать?
- Прежде всего нужно повышать уровень поиска игроков, больше внимания уделять индивидуальной работе с ними. И быть критичнее по отношению к себе: даем ли мы, тренеры различных команд, подопечным все необходимое для карьерного роста?
-Как вы общаетесь с ребятами?
- Я немного говорю по-русски, а наши игроки владеют языком футбола. Поэтому во время тренировочных занятий или матчей проблем не возникает. Когда же требуется индивидуальная беседа, прибегаю к услугам переводчика.
Источник : Спорт-Экспресс