Домой
Восстановление бухгалтерского учета: когда это необходимо и как это может спасти ваш бизнес

вниз

Восстановление бухгалтерского учёта — это совокупность мероприятий, направленных на отражение в учёте пропущенных операций. Процедура предполагает заведение в учёт недостающей первичной документации за различные отчётные периоды. Процесс восстановления бухгалтерских документов может быть как полным, так и частичным. Во втором случае восстановлению подлежит лишь один раздел бухучёта. При любом типе восстановления корректируются внесённые цифры и отражаются новые данные. Следовательно, возникает необходимость в повторном расчёте налоговых платежей и предоставлении изменённых отчётов.

Когда необходимо восстановление бухгалтерского учёта

Необходимость восстановления бухгалтерского учёта возникает в следующих случаях:

Бухгалтерским учётом в организации занимался сотрудник, не владеющий соответствующей квалификацией. В этой ситуации всё просто и понятно: расчёт налогов осуществлялся неверно, а отчётность была составлена с ошибками. Перегруженность штатной бухгалтерии. В подобных случаях бухгалтерские работники выполняют свою работу невнимательно: допускают ошибки, отправляют отчётность не в тот орган, в который нужно было это сделать. Частая смена штатных работников бухгалтерии предприятия. В таких ситуациях некоторая документация оказывается утраченной. Бухгалтерия ведётся разными специалистами, поэтому специфика отражения операций постоянно меняется. Полное отсутствие бухгалтерского учёта в организации. Например, это может произойти, когда один бухгалтерский работник уволился, а другой ещё не был принят. Или же руководство организации решило сэкономить и не принимать специалиста, не тратиться на программные средства или качественный аутсорсинг. Утрата первичной бухгалтерской документации. Причины могут самыми разными: от стихийного бедствия, хищения, пожара, порчи имущества до уничтожения документов вирусом. В данном случае для восстановления бухучёта можно запросить копии документов у контрагентов. Если же такая ситуация сложилась в период подачи отчётности, то можно предоставить декларацию с «нулевыми» показателями. Затем необходимо в срочном порядке связаться с контрагентами, запросить недостающую документацию, внести сведения в программу и сформировать скорректированные отчёты. Выявление ошибок контролирующими органами. Специалисты налоговых органов применяют «контрольные соотношения» к декларациям и на основании обнаруженных отклонений выявляют ошибку. К примеру, на УСН налоговики осуществляют анализ доходов и расходов и сравнивают их с показателями, отражёнными в выписках к расчётным счетам и кассе. Если имеются какие-либо расхождения с данными декларации, то налоговый орган направляет требование о необходимости предоставить пояснения. В таком требовании часто включен пункт, содержащий информацию о том, что нужно предоставить первичные бухгалтерские документы за год. Произошла смена налогового режима в организации в течение года. Известно, что переход с ОСНО на УСН всегда осуществляется с начала следующего календарного года. Поэтому в подобных случаях такие изменения являются добровольными и запланированными. А вот переход с УСН на ОСНО считается вынужденным, поэтому такого рода изменения могут стать довольно неприятным сюрпризом.

Причины для смены налогового режима следующие:

доля юрлица в уставном капитале компании стала более 25%, состоялось открытие филиала компании на территории другого города, отмечено превышение лимита доходов в 265, 8 млн. руб (для 2024 года) и 450 млн. руб (с 2025 года), выявлено превышение средней численности работников организации в 130 человек.

Как восстановление бухгалтерского учёта сможет спасти бизнес

Процедура восстановления бухгалтерского учёта положительно влияет на деятельность организации, потому что:

позволяет правильно организовать бухгалтерский учёт в организации и пользоваться им в будущем, позволяет получить положительное аудиторское заключение за восстановленные периоды, позволяет избежать ареста расчётных счетов предприятия в банках, позволяет успешно пройти все этапы налоговой проверки.

В случае несвоевременного восстановления бухгалтерской документации и при нарушении процедуры ведения бухгалтерии могут возникнуть проблемы с государственными службами, в том числе, с налоговыми органами. Руководство компании должно понимать, что уклонение от внесения в бюджет налоговых платежей или уплата неправильно рассчитанных сумм может привести к административной или уголовной ответственности.

В первую очередь, речь идёт о штрафах. Если нарушение является первичным, то сумма штрафа, накладываемого на руководителя организации, составляет 5000-10000 руб. Если нарушение является повторным – 10 000-20 000 руб или дисквалификация на 1-2 года.

Если декларация и расчёты по ней не предоставлены, и налоги не были уплачены, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности. В этом случае сумма не внесённых в бюджет налогов должна составлять не меньше 15 млн руб за три года подряд. Тогда на руководителя может быть наложен штраф в размере до 500 тыс. руб. Также применяется наказание в виде принудительных работ или ареста до 6 месяцев.
Если в организации нет первичной документации и выявлены нарушения, то сумма штрафа может составить 10-30 тыс. руб. Если первичные документы не предоставлены, то налагается штраф в размере 300-500 руб за каждый документ. Если же выявлено преднамеренное уменьшение налоговой базы, то штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Если в организации не проведена процедура восстановления бухгалтерского учёта, то это может отрицательно повлиять на качество бизнеса. Могут возникнуть проблемы с кредиторами, контрагентами и заказчиками. В конце концов руководство компании не сможет осуществлять контроль за движением товарно-материальных ценностей и финансовых активов.

В итоге такого рода нарушения обойдутся для руководства организации гораздо дороже, чем процедура восстановления бухгалтерского учета. Если восстановление бухгалтерских документов будет проведено грамотно, то у организации появится вся необходимая отчётность с отражёнными в ней хозяйственными операциями. Руководство компании сможет избежать наложения штрафов и иных наказаний, предусмотренных законодательством.

Заказать услуги в специализированной компании

Чтобы процедура восстановления бухгалтерского учёта была выполнена грамотно и эффективно, необходимо обращаться к услугам специализированных компаний. Сегодня множество консалтинговых, аудиторских и прочих бухгалтерских организаций занимается восстановлением бухгалтерских документов.

Большинство из них предоставляют гарантию на свои услуги. Обычно в такого рода фирмах работают высококвалифицированные сотрудники: компетентные бухгалтеры, занимающиеся непосредственной подготовкой и обработкой документов; аудиторы, которые отвечают за постановку задач, контроль их реализации и принятие работ с учётом требований российского законодательства. Помимо этого, к процессу могут быть подключены эксперты, занимающиеся вопросами оптимизации налогового режима в организации.

При предоставлении услуги по восстановлению бухгалтерского учёта сотрудники таких компаний готовы пояснить и обосновать каждое действие. Также они предоставляют профессиональные консультации касательно последующего ведения бухгалтерии на предприятии.

Источник :

След. новость Гришин оценил дебют Кисляка за сборную России Пред. новость Услуги эвакуатора в Москве и их особенности

вверх
Вернуться назад